Обучение за рубежомГродненский пер. д.7, Санкт-Петербург8 (812) 903-41-13info@teonort.ru
Все виды учебных программ за рубежом, для всех возрастов:

 

Вопросы и ответы: Какие преимущества дает Международный Бакалавриат (IB) с точки зрения поступления в лучшие университеты Великобритании и по всему миру?

На вопросы отвечает г-н Марк Петерс — председатель правления Westbourne School, Великобритания

 iMQIVY07G

Что является ключевой отличительной особенностью Международного Бакалавриата (IB)?

  • Основной отличительной особенностью IB является то, что эта программа реализуется педагогами

для учащихся. Первоначально она была создана специально для того, чтобы позволить студентам

подготовиться к поступлению в лучшие университеты мира. Программа преподается уже в

течение 47 лет — она выдержала испытание временем.

  • В отличие от программы A-Levels, как и, собственно, от любой другой государственной

программы по всему миру, осуществление которой производится по распоряжению

правительства, — Международный Бакалавриат не испытывает никакого политического

вмешательства.

  • Как мы знаем, в Великобритании каждый раз, когда приближаются выборы, образование

становится главным полем политических баталий; это политический футбол, где каждая сторона

пытается куда-то ткнуть, что-то нащупать и нанести удар, и все это ради того, чтобы завоевать

голоса. Об интересах учеников забывают, продвигая только политическую идеологию, вечные

сражения крайне левых и крайне правых; разумные предложения центра оказываются почти не

слышны.

  • Следствием является то, что из-за отчаянных попыток одного правительства за другим,

представителей обеих политических сторон, доказать преимущества своей идеологии,

государственная программа обучения непрерывно упрощается, и в течение 20 лет продолжается

рост «инфляции оценок». Из-за этого становится практически невозможным отличить лучших

кандидатов среди всех сдававших A-levels.

  • У Международного Бакалавриата, наоборот, в течение всех 47 лет его существования

распределение результатов оставалось равномерным. Это позволяет руководителям приемных

комиссий очень четко представлять уровень абитуриентов и распределить их при рассмотрении

заявлений в порядке приоритетности.

iMIM7JMYS

Расскажите мне немного о том, насколько широко изучаются предметы, а также о количестве изучаемых предметов, и какие дополнительные плюсы дает программа, то есть что еще выпускник сможет указать в своем заявлении о приеме в университет. 

  • Первое, что нужно сказать, что учащиеся по программе Международного Бакалавриата изучают шесть предметов, в отличие от программы A-levels, где предметов обычно выбирают три. Из этих шести предметов три изучаются на стандартном уровне, а три — на повышенном, выбирая их из следующих шести предметных областей: 1. родной язык; 2. второй язык; 3. гуманитарные науки; 4. естественные науки; 5. математика — каждый должен заниматься математикой! — а шестой областью должно быть либо визуальное искусство, либо предмет по выбору из области гуманитарных или естественных наук. Этим гарантируется, что учащиеся могут достичь двух целей сразу: получить глубокие знания в выбранной ими предметной области, а также наработать широкую эрудицию и обогащенный комплекс навыков, которые пригодятся им в их будущей профессиональной деятельности.
  • Легко можно прийти к выводу, что изучая шесть предметов вместо трех, приходится в два раза больше работать. Но это не так, как оказывается на практике. Объяснить это может быть сложно, но получается, что нагрузка оказывается выше только на 10-15%.

Что действительно важно, так это та отдача, которую приносит это скромное дополнительное вложение; то, какие совершенно очевидные преимущества это дает учащимся при поступлении в лучшие университеты. Чуть позже я расскажу об этом подробнее.

i978WMWU2

Замечательно, что охватывается такой широкий круг областей. А каким образом программа дает учащимся большие возможности в восприятии информации? 

  • В качестве фундамента для академических дисциплин имеются три основных элемента, которые наполняют смыслом учебный процесс IB.
  • В самом сердце программы Международный Бакалавриат лежит предмет, называемый «Теорией Знания». Он помогает учащимся осознавать и подвергать сомнению то, что им известно, то, почему им это известно и насколько они уверены в правильности своих знаний. Часто говорят: «По программе A-level ученикам говорят, ЧТО они должны думать; по программе Международного Бакалавриата – КАК думать». Это центральное положение философии Международный Бакалавриат, которое пронизывает собой все 6 предметных областей.

 

  • Учащиеся также работают над такой дисциплиной, как развернутое эссе, и полученное умение

оказывается особенно им полезно при поступлении в университет. Все ведущие университеты в

наше время в процессе отбора кандидатов ожидают абитуриентов большую исследовательскую

работу по выбранной кандидатом теме. Учащиеся IB пишут эссе объемом 4000 слов в течение

всего курса Международного Бакалавриата. А когда дело доходит до университетского

собеседования, у них накапливается уже 18 месяцев практики! Они выбирают тему, с которой

они лучше всего знакомы. И оказавшись на собеседовании в университете, они, так сказать,

«нажимают на кнопку Пуск»! У тех, кто занимался на A-level, такой прекрасной возможности нет.

Им приходится подбирать время для собеседования в тот самый период, когда они готовятся к

экзаменам.

 

  • Третья область называется «Творчество, Спорт и Служение» (CAS), и это часть философии,

лежащей в основе IB и предназначенной для того, чтобы учащиеся росли здоровыми и

гармонично развитыми людьми. CAS состоит в том, что учащиеся работают в своем сообществе –

как на местном, так и на международном уровне — для развития умения совместной работы и,

что крайне важно, лидерских навыков, и это помогает им жить насыщенной и активной жизнью, а

не просто что-то зубрить к экзаменам.

iAHRPRFSD

Создается впечатление, что это большая и важная ступень, серия, программа, которая прокладывает путь в университет. Какую помощь оказывают учащимся в принятии решений о выборе университета и благодаря чему они оказываются в более выгодном положении, когда начинают учебу в университете?

 

  • В первую очередь надо рассмотреть данные. В 2011 году Агентство по статистике высшего

образования — независимый орган — провело исследование, в котором объединили процентные

показатели в отношении студентов, поступивших в университеты Russell Group. Russell Group

представляет собой объединение 24 лучших университетов Великобритании.

 

  • 44% учащихся IB были зачислены в университеты Russell Group; это почти половина. Напротив, из

окончивших программы A-Level только 20% студентов,- то есть только каждый пятый, поступили в

университеты Russell Group. Из нашей школы, Westbourne, в этом году 83% выпускников

поступили в университеты Russell Group. И более половины будут изучать медицину, право и

инженерные науки.

 

  • Международный Бакалавриат — просто лучший способ поступить в лучшие университеты как в

Великобритании, так и во всем мире.

iV5OQ9FG1

И не только в Великобритании?

  • Исследование проводилось на материале Russell Group, но программа Международный

Бакалавриат признается во всем мире — в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и по всей

Европе. Немецкие, французские, итальянские и испанские университеты особенно положительно

относятся к выпускникам IB, благодаря тому, что понимают их огромный потенциал, который

позволяет добиваться успехов, как в университете, так и за его пределами. Некоторые из наших

студентов из Гонконга вернулись на родину и поступили в лучшие университеты Гонконга, как и

наши итальянские студенты. А в прошлом году один из наших вьетнамских учеников поступил в

McGill, лучший университет Канады.

iMQIVY07G

И именно этот стиль учебы становить ключом к успеху ваших учащихся, о котором вы рассказываете?

  • Да, это, конечно, играет большую роль. Как я уже говорил, важное значение имеет то, что в

течение всего курса учеников учат применять навыки критического мышления, — это не просто

один-два символических урока на эту тему, как часто бывает в государственных школах. Это не A-levels, которые часто воспринимаются просто как продолжение GCSE, когда учитель стоит перед

классом, перед ним сидят прилежные ученики, которым положено вести себя тихо! … и

записывать за учителем.

 

  • Вы заходите в класс IB, и работа там больше напоминает университетский семинар — она

невероятно динамична! Вы как будто оказываетесь в дискуссионном клубе. Учащиеся активно

участвуют, их глаза горят, они отстаивают различные точки зрения. И в это время они гораздо

более внимательны, и им просто удается узнать больше.

iMIM7JMYS

Можно ли применить эти навыки в работе, за пределами университета? 

  • Я думаю, вы попали в самую точку, Международный Бакалавриат обучает навыкам. Конечно же,

в IB приобретаются основные знания — в конце курса необходимо сдать экзамен. Но в наши дни,

когда есть возможность мгновенно получать доступ к любым сведениям с помощью Интернета,

знания быстро становятся доступными широким массам. Международный Бакалавриат дает

навыки, выделяет для них центральное место, а особое внимание уделяет умению критического

мышления. Международный Бакалавриат учит перерабатывать знания, делать выводы, создавать

планы, оценивать информацию и выяснять, что действительно подходит и что на самом деле

работает. Это очень, очень полезные при трудоустройстве навыки; я считаю, что это наиболее

важные навыки для молодых людей, позволяющие им добиться успеха в карьере и стать

лидерами в будущем.

iAHRPRFSD

Можете ли вы рассказать нам еще что-то, что позволит лучше понять вашу систему? Что еще следует иметь в виду?  

  • Десять лет назад среди руководителей приемных комиссий лучших университетов сторонников и

противников Международного бакалавриата было, возможно, поровну. Но с тех пор тех, кто

склоняется в пользу IB, стало значительно больше.

 

  • Мне очень нравится высказывание одного руководителя приемной комиссии — если я правильно

помню, это была комиссия Университета Глазго. Он сказал: «С точки зрения интеллектуальной

зрелости, выпускник IB в первый свой день в университете по интеллектуальному развитию

находятся на том уровне, которого большинство их товарищей, проходивших программу A-level,

достигнет только на втором курсе, и то не в самом начале». Этим и обеспечивается эффективность

программы Международный Бакалавриат. Она учит их мыслить самостоятельно с самого

начала. Таким образом, к моменту поступления в университет у них уже есть года опыта и

практические навыки работы, близкой к системе обучения в университете; конечно, они ведут эту

работу под руководством наставников, но при этом во многом действуют на основе собственных

решений, формируют собственные взгляды. Те же, кто до университета был на программе A-level,

наоборот, приходится нарабатывать эти навыки с нуля, так что в начале пути они оказываются в

менее выгодном положении.

i978WMWU2

Итак, курс Международный Бакалавриат, задавая сложный уровень, опираясь на высокие ожидания, обеспечивает высокую успешность?  

  • Так и происходит. Меня часто спрашивают: «Не правда ли, что Международный Бакалавриат

подходит только для самых способных учеников?» Ответ на это будет такой: «Отчасти да, но

бывают и другие случаи».

 

  • Это безусловно лучший способ поступить в университет для студентов верхней квартили. У нас в

Westbourne средний балл в этом году около 36 пунктов, что соответствует уровню звездных

выпускников, получивших на трех традиционных экзаменах оценку А. Половина наших студентов

получит больше 36 очков, так что у приемных комиссий университетов благодаря системе оценки

IB появляется возможность дополнительно выделить тех лучших студентов, которые показали

результаты выше 36 баллов, и дифференцировать их, учитывая, что шкала оценки идет до

высшего возможного уровня 45 баллов.

 

  • Также верно и то, что эта система подходит для  сильных и трудолюбивых студентов.
  • На Международном Бакалавриате предъявляются большие требования — это действительно так.

Но часто возникают совершенно неверные представления о возможностях тех, кто оказался в

промежутке между нижним и верхним квартилем. Подходит ли программа для ученика, чей

уровень можно считать средним? И я на это всегда отвечаю: «Конечно же да, если соблюдены

два условия: 1. Ученик отличается высокой организованностью; и 2. Ученик готов с самого первого

дня усердно работать.

 

  • Мы — школа, не устраивающая конкурса при поступлении, поэтому у нас есть опыт в этой области.

У нас уже были учащиеся, показавшие на экзаменах GCSE средний уровень, у которых средняя

оценка аттестата была B или C, и они хотели пройти обучение по программе Международный

Бакалавриат. Они верили в философию IB, они верили, что это лучший для них путь к раскрытию

своего потенциала и поступления в хороший университет. С первого дня они проявляли

организованность, упорно трудились и добивались очень хороших результатов, гораздо лучших,

чем кто-либо мог бы предположить в самом начале.

iY072ZPD3

Им помогают пройти этот непростой путь специалисты, работающие на программе, и их товарищи?

  • Для того чтобы преподавать на IB, учителя должны обладать особыми качествами.

Традиционному учителю, который привык в классе «вершить суд» и «выступать в качестве

эксперта», может оказаться сложно здесь работать. Но учителям, которые вовлекают класс в

работу, увлечены сами и вдохновляют других, Международный Бакалавриат дает и поле

деятельности, и свободу действий, позволяющие действительно раскрыть весь потенциал их

учеников. Такие высококлассные учителя обретают здесь и невероятно большую свободу, и

огромное удовлетворение от работы.

 

 

 

 

 

 

Menu