В России каждое десятилетие «посвящено» определенной профессии – в зависимости от политического курса и экономической ситуации. Эпоха довоенного СССР вошла в историю стахановцами, кочегарами, плотниками и монтажниками. Сразу после Великой Отечественной на пике популярности были летчики и трактористы. Хрущевские годы запомнились доярками и космонавтами, брежневские – инженерами и учеными. На заре перестройки в стране родились первые бизнесмены, которых в 1990-е сменила «братва» периода первоначального накопления капитала. В 2000-х большинство молодых людей активно учились на юристов и менеджеров, а в последние три-пять лет на пьедестал почета вознеслись госслужащие.
За рубежом образование более предсказуемо и четко реагирует на рыночные изменения. Хотя традиции сохраняются, кризис внес свои коррективы и подтолкнул западные вузы к креативности. В том числе, ради привлечения иностранных студентов. Если говорить об управленцах высшего звена (магистры управления), по версии Financial Times в 2014 году пальму первенства держит Университет Сент-Галлен (Швейцария), 2-е место занимает Высшая экономическая школа Парижа, а 3-е – Высшая школа экономических и коммерческих наук в городе Сержи-Понтуаз, что неподалеку от французской столицы.
Это из разряда традиционности. А, например, в Университете Барселоны открыли факультет рока, новых тенденций и городской музыки. 30 зачисленных на него счастливцев будут учиться на рокеров четыре года, в частности, за счет университетских кредитов. Финны сделали ставку на эволюционную психологию и создали в Университете Турку одноименный курс, автором которого является профессор Маркус Рантала – один из ведущих европейских специалистов в данной области. В пригороде Будапешта есть Католический университет Петера Пазманя. Мало того, что он был основан в 1635 году и входит в «десятку» старейших вузов Европы, имеет великолепный набор светских факультетов – от гуманитарных наук и права до информационных технологий и педагогики, так еще является уникальным примером органической архитектуры.
За океаном большое внимание уделяют журналистике, переживающей не лучшие времена. Стэнфордский университет представил обновленную магистерскую программу на 2014-2015 учебный год, ориентированную на использование передовых компьютерных разработок. Она включает обучение журналистике данных (дата-журналистике), связанной с общественной политикой, а также умению вести журналистские расследования. Кроме того, в Стэнфорде планируют открыть Лабораторию компьютерной журналистики. Школа журналистики Medill Северо-Западного университета США предлагает студентам и аспирантам курсы интерактивного сторителлинга (прием «рассказывание историй», перекочевавший в образование из кадровой работы), а также программу Фонда Найтов, который специализируется на стипендиях научным журналистам, — для веб-разработчиков и программистов, желающих получить степень магистра по журналистике.
Одним словом, за рубежом можно получить не только «классическое» образование, но и знания в более узких сферах профдеятельности. Главное – бороться и искать, найти и не сдаваться.